Melodia.Space
Search
Close this search box.

Вагнер

Рихард Вагнер

Годы жизни: 1813-1883

Место рождения: Германия, город Лейпциг

Немецкий композитор Рихард Вагнер является создателем отдельного направления в опере – музыкальной драмы. Он совершил настоящий переворот в оперном искусстве. Принято считать, что есть опера до Вагнера и после него. Именно он положил начало мистического символизма в музыке.

Знаменитые оперы Вагнера:

– Кольцо нибелунга;

– Валькирия;

– Тристан и Изольда;

– Парсифаль;

– Летучий голландец;

– Золото Рейна и другие.

Музыкант или идейный антисемит

Вагнер – человек, который вернул немцам национальную идею. Он был антисемитом до конца своей жизни.

Почему Вагнер был подвержен таким идеям? Возможно дело в его далеком детстве. Рихард рано потерял отца, ему тогда не было и года. Его воспитанием занимался отчим Людвиг Гейер – еврей по национальности. Ходили слухи, что он и был его настоящим отцом. До 14 лет мальчик носил фамилию отчима. Гейер был актером и старался привить пасынку любовь к искусству. Рихард стал проявлять интерес к древним мифам, которые и стали основой его творчества.

Вскоре отчим умер. Мать отдала мальчика в школу Святого креста. Учеба тяжело давалась Рихарду. Он испытывал нападки со стороны сверстников и учителей. Дело было в его еврейской фамилии. Последней каплей стало то, что за опоздание на урок учитель обозвал его «жидом».

В дальнейшем толчком к антисемитским идеям стал его трудный брак с актрисой Минной Планер, обида на друга Мейербера. Оба они были евреями по происхождению. Его местью обидчикам была статья под названием «Еврейство в музыке», в которой он крайне не лестно отзывался о представителях этой нации в музыке. Статья вызвала скандал, но Вагнеру все сошло с рук.

Творчество Вагнера

В 15 лет Рихард вернул себе фамилию Вагнер. Он начал заниматься музыкой и понял, что хочет стать композитором. Самоуверенный мальчишка писал музыку, отвергая все каноны партитуры. Он отнес свое первое творение в театр. Партитуру приняли и решили сразу же исполнить на сцене. Это был провал. Публика откровенно смеялась над юным дарованием.

Далее в Вене его снова ждал провал. Там критика не оценила его оперу «Запрет любви», посвященную его возлюбленной Минне. Стоить отметить, что Вагнер никогда не мог спокойно воспринимать критику. Он был крайне обидчив.

Лишь в 1842 году в Дрездене Вагнера впервые признали как композитора. Там он представил публике знаменитого Летучего голландца и еще несколько других опер. После участия в дрезденском восстании в 1849 году Вагнеру пришлось бежать в Швейцарию. Там он начал работу над оперой «Кольцо нибелунга», написание которой затянулось на 25 лет.

В 1859 году Вагнер создает свою знаменитую оперу «Тристан и Изольда». Через год едет покорять Париж. Но вместо призвания получает скандальные премьеры опер и большие денежные долги. Он бежит от кредиторов. Но писать оперы не бросает. При этом его антисемитские убеждения становятся лишь крепче, ведь ему покровительствует сам король Людвиг II.

В 1872 году в Байройте начинается строительство собственного театра Вагнера. Король, навсегда покоренный талантом композитора, готов опустошить казну ради этой цели. Через 4 года состоится премьера его оперы «Кольцо нибелунга» именно в том порядке, как он это и задумал еще 25 лет назад. Наконец, Вагнера признали.

Конец карьеры

Опера Парсифаль стала концом творчества Вагнера. Композитор потребовал от дирижера еврейского происхождения принять крещение, иначе Вагнер больше не напишет ни одной ноты. Вышел грандиозный скандал. Вагнер подвергся осуждению и шквалу критики со стороны общественности и больше, как и обещал, не писал музыку. Он умер 13 февраля 1883 года в Венеции.