Melodia.Space
Search
Close this search box.
Глинка

Глинка

Михаил Иванович Глинка оставил потомкам небольшое музыкальное наследие: три оперы, с десяток романсов, симфоний, песен.  Но именно этот композитор первым создал классическую русскую оперу, а в ней – впервые – национального героя из народа.

Родом он из Смоленщины, где осел когда-то прадед-дворянин, поляк по национальности. Отец, выйдя в отставку, долгие годы жил в своем имении и мечтал, что его трое сыновей продолжат карьеру военного. Но этим мечтам не суждено было сбыться. Два сына умерли, будучи маленькими детьми, а третий, Миша, рос болезненным мальчиком и для ратной службы не годился.

После окончания Отечественной войны 1812 года родители отослали подростка учиться – в Петербург. В друзьях студента Глинки были великий Пушкин, известные декабристы Кюхельбекер, Жуковский, Одоевский, Баратынский. Декламация стихов, споры о литературе, звучание классических музыкальных произведений определили его жизненный путь: только музыка.

Михаил Иванович берет частные уроки, сочиняет первые романсы на стихи Пушкина и задумывается над оперой. Однажды Василий Жуковский подсказал ему сюжет – геройский поступок крестьянина Ивана Сусанина, который, будучи проводником у французов, завел их в непроходимые леса. События войны были еще свежи в памяти из рассказов взрослых, поэтому работа продвигалась легко. И принесла ему оглушительный успех. Вот только название оперы – «Иван Сусанин» – за бунтарский дух пришлось изменить: «Жизнь за царя».  Первоначальный вариант заглавию сочинения было возвращено уже в советские годы.

Глинка долго не мог поверить в то, что создал бессмертное произведение (до конца жизни он так и не научился по достоинству ценить свой труд). Но со временем привык к славе и продолжал трудиться над новым музыкальным сочинением. На этот раз врожденное самомнение сыграло с ним злую шутку.

Над постановкой новой оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович работал несколько поверхностно, и публика ее приняла прохладно. А царь Николай I и вовсе демонстративно покинул свою ложу, не дождавшись, когда опустят занавес.

Но неудача не обескуражила композитора. Это было ни к чему: в первый же сезон опера прошла на подмостках театров Европы более трех десятков раз. Это был рекорд: в те годы обычно премьерные показы музыкальных произведений итальянских или французских композиторов были вдвое короче.

А секрет Глинки был прост: знание национального колорита, чего еще не было в российском музыкальном репертуаре, и огромный талант.

Глинка | Melodia.space
Помощь детям VorldVita
Социальная реклама

Социальная реклама